Из-за коронавируса траты китайских туристов в России упали на 30 проц

Из-за коронавируса траты китайских туристов в России упали на 30 проц

Траты китайских туристов в России в первые дни февраля сократились на фоне запрета организованных поездок из КНР из-за коронавируса, заметили два российских банка-эквайера. Помимо турбизнеса, потери несут торговля и музеи, пишет РБК.

Количество платежей в России через китайскую Alipay (недоступна россиянам, работает только для нерезидентов) в январе 2020 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 31,2 проц, а в первые семь дней февраля — уже на 73,4%, следует из данных, предоставленных РБК банком «Русский стандарт», являющимся одним из банков-эквайеров этой системы. В китайской платежной системе Union Pay (иностранные карты), по данным банка, в рассматриваемые периоды снижение составило 52 и 68 проц соответственно.

Предоставить сравнительные данные по транзакциям популярного китайского сервиса оплаты по QR-кодам WeChat Pay в «Русском стандарте» не смогли, так как банк начал сотрудничество с ним только в феврале 2019 года.

ВТБ как банк-эквайер отмечает «незначительное» снижение числа платежей как по Alipay, так и по картам, выпущенным китайскими банками, начавшееся около двух недель назад. Абсолютные данные по числу транзакций оба банка не привели. В Alipay на запрос РБК по существу не ответили.

Сейчас в России остаются китайцы, которые приехали по индивидуальным туристическим визам

В Сбербанке и Газпромбанке, являющимися крупными банками-эквайерами, не стали комментировать, как изменились платежи в России по выпущенным в Китае картам.

Значительному снижению платежей уже в январе удивился Александр Агамов, исполнительный директор ассоциации «Мир без границ», занимающейся развитием российско-китайского туризма. Китайские туристы, основная часть которых въезжает в Россию в составе организованных групп (группы от пяти человек пускают без виз, и на них приходится 80 проц турпотока), приезжали в Россию фактически весь месяц, отправку туристических групп власти Китая из-за коронавируса приостановили только с 27 января, напоминает Агамов. Он сомневается, что несколько дней в конце января могли оказать такое сильное влияние на число транзакций. В январе турпоток из Китая был плановым, подтверждает представитель туроператора «Интурист».

Однако в феврале все туры, по словам представителя «Интуриста», были аннулированы «до нормализации ситуации», а последние китайские туристы, прибывшие в составе тургрупп, уехали 5 февраля. Сейчас в России остаются китайцы, которые приехали по индивидуальным туристическим визам, указывает Агамов. В московских гостиницах, по данным ассоциации «Мир без границ», сейчас находится около 1 тыс. таких туристов. По сравнению с организованным турпотоком это небольшое число: за первый квартал 2019 года по индивидуальным туристическим визам в Россию приехали около 8–9 тыс. китайцев, а по сведениям погранслужбы ФСБ, всего в январе—марте 2019 года в Россию прибыли 342 тыс. граждан КНР, из них с туристическими целями — 163 тыс. человек.

Официально выдача индивидуальных туристических виз пока не остановлена, хотя достоверной информации, выдают ли их на деле китайцам, у российских туроператоров нет, добавляет Агамов.

Всего в феврале, по прогнозам «Мира без границ», в Россию должны были приехать 45 тыс. организованных китайских туристов. Потери легального турбизнеса — авиакомпаний, туроператоров, гостиниц и точек общепита — в случае аннуляции этих заявок могут составить 40–45 млн долл, оценивала ранее Ассоциация туроператоров России (АТОР). Если карантин продлится в марте, Россия, по оценкам АТОР, может недосчитаться еще 50 тыс. китайских туристов — в этом случае турбизнес, работающий с группами из Китая, может потерять в первом квартале 2020 года до 100 млн долл.

Российский рынок премиальных и люксовых товаров зависим от китайских потребителей так же, как и мировой, указывает директор группы по обслуживанию розничной и оптовой торговли и дистрибуции Deloitte Оксана Кожина. По ее словам, Россия много лет подряд остается одним из самых востребованных рынков для совершения китайцами покупок в сегменте класса люкс во многом благодаря слабому рублю. Большая часть покупок приходится на традиционные магазины, поэтому сегмент класса люкс так чувствителен к оттоку туристического потока из Китая, уточняет эксперт.

Доля китайцев на мировом рынке персональных люксовых товаров (одежда, сумки, обувь, часы и украшения) в 2019 году достигла, по данным Bain & Company, 35 проц. Всего продажи люксовых товаров в прошлом году выросли на 4 проц, до 281 млрд евро. Вклад китайских потребителей в рост объема рынка составляет около 90 проц.

В январе и начале февраля трафик в московских торговых центрах премиум-сегмента снизился на 9,4 проц, вытекает из исследования Shopping Index консалтинговой компании Watcom (учитывает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади, отражает активность потребителей в торговых комплексах). Но, отмечает президент Watcom Роман Скороходов, отсутствие китайских туристов только частично отразилось на снижении трафика в ТЦ — в целом для премиум-сегмента характерна отрицательная динамика, связанная с экономической ситуацией в стране.

Один из крупнейших люксовых игроков России, компания Mercury, ранее раскрывала, что доля покупателей из Китая от общего числа клиентов ЦУМа составляет 7 проц, у петербургского ДЛТ — 17 проц.

Фото: FashionUnited

Источник: